Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Принципы педагогической техники.

 

­ Видишь ­ вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? ­ Так.
­ А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? ­ Да. ­ А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами ­ вот так. И получилась сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? ­ Да.

Приемы педагогической техники ­ сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.


			
 

Принцип свободы выбора.

 

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, ­ свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием ­ право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: "В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала." [Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. ­ М.:Просвещение, 1989. ­ С. 211.]

Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.

 

 

Принцип открытости.

    "Я знаю, что я ничего не знаю", ­ говорил мудрый грек.

"Я хорошо знаю химию, литературу и историю", ­ звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане ­ границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение ­ лишь воспитание исполнителей!

Формулировка 1: не только давать знания ­ но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов ­ главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности ­ жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо "образование не достигает точки насыщения" [Слова, высеченные на камне у входа в центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк.].

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые "закрытые" задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ.

А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор ­ между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми ­ зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

Формулировка 2: использовать в обучении открытые задачи.

 

 

Принцип деятельности.

 

"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", ­ говорил академик Александр Львович Минц.

А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию ­ это деятельность".

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.

Формулировка: освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

 

 

Принцип обратной связи.

 

Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система ­ техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не представим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет "термометра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

 

Принцип идеальности.

(высокого КПД)

Идеальность ­ одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам ­ принцип рентабельности, инженерам ­ принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами ­ затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал ­ чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников ­ и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.

А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

 

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: "Хорошо организованная жизнь ­ это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки" [Цитируется из газеты "Чикаго Трибюн".]. Сетка, сеть ­ образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники ­ сеть. А результат ­ хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Каждому принципу педагогической техники соответствует в книге свой знак. Набор таких знаков после названия каждого из приемов показывает, какие именно принципы технологически поддерживает, воплощает данный прием.

Анатолий Гин. "Приемы педагогической техники".

Предыдущая статья     Учителям     Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018