Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Управление классом.

 

Соуправление.

 

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь ­ уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие ­ авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры ­ какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...

А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей ­ демократической, дружеской, сотруднической.

 

 

Демонстрация профессионального уровня.

 

Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

Формула: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.

    Пример.
    Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады"-задачи, а ученик ­ по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга!

    А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе ­ в бой...

    Пример.
    Сергей Юрьевич Курганов (автор замечательной книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!

Выход за пределы.

 

Формула 1: учитель выходит за пределы учебника.

Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала ­ восторг и признательность ему обеспечены.

    Пример.
    ­ Я долго, ­ продолжал он, ­ мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях ­ рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее?

    А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг ­ отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский!

    А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть ­ ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения... [Из опыта работы учителя-новатора Н.Н.Палтышева. Из кн: Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зязюна. ­ М.: Просвещение, 1989. ­ С. 214­215.]

Формула 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на литературе и языке. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...

Формула 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.

    Пример.
    Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса?

    И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов...

Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя ­ разговор впереди.

 

 

Сравняйте позиции.

 

Формула: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, ­ они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто ­ автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но ­ риск вознаграждается!

Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

Диалог:

    ­ А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
    ­ Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
    ­ Действительно, не просто такое произнести...
    ­ Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. стр. 53 и 55 книги).

Советуйтесь!

 

Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для Вас. Ведь это действительно так... Но не устраивайте плебисцит - это может поставить Вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность - либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите - последнее слово все-таки за Вами. И конечно, Вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...

Анатолий Гин. "Приемы педагогической техники".

Предыдущая статья     Учителям     Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018