Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Традиции урока.

 

Полезные ритуалы педагогического общения.

Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно.

"Вход" в урок.

 

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий... Некоторое количество лет назад распространенным "входом в урок" был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и не достаточный.

Формула: учитель начинает урок с "настройки".

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения).

Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.

    Пример:
    У нас такая традиция входа в урок - после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке. (Осипова Валентина Михайловна, Самара)

Если есть правило, то есть и исключения... Когда класс слабый, "трудно настраивается", то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить...

 

Завершение урока.

 

Формула: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены... И все же последнее "слово" за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!..". Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.

    Пример.
    Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.

Отдых.

 

Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и "середину".

Формула: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.

Требования к такой игре таковы: она долго не надоедает; не слишком возбуждает детей; не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели - познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раздел "Игровая учебная деятельность", и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "да-нетка". [См. стр.]

Но всякому произрастающему на уроке овощу - свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа: "давайте еще поиграем" не будет. Тем более что эта игра - не последняя.

 

 

Задание - на стол!

Формула: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола.

Руки прочь!

Стенания пятиклассника: "первый раз учительница устроили мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз - за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила... Что делать учителю? Доску сторожить?

Похожая проблема у учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядность к уроку. Школьный народец очень любопытен... Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? - А я не зна-ал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно или даже полезно... А необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?

Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют Вам яркий знак: не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака - это только поспособствует его известности.

Формула: при необходимости специальный знак "не трогать" ставится на стол учителя или вешается на доску.

Конечно, мы не исчерпали тему. И не сделаем этого - ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.

    Открытая проблема: Какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными? Пишите... Интересные находки мы будем публиковать в сборнике "Педагогика+ТРИЗ". Естественно, с указанием Вашего авторства.

Диалог:

    - Я учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться, глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
    - Да.

Анатолий Гин. "Приемы педагогической техники".

Предыдущая статья     Учителям     Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018