Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Дирижируем уроком.

 

Четкая команда.

 

Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?

Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены, и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.

Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько ЧЕТКИХ команд.

Команду можно считать ЧЕТКОЙ, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.

    Пример.
    Кому не знакома такая сцена: сдается контрольная работа. Учитель уже распорядился. Один списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит - я забыл тетрадь подписать! И, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом - ответ сверяет. Немногим лучшим дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь - за тетрадку. Не спасает положение и такой способ: тетради передают с задних парт на передние. Основная причина в том, что ребята в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражает и педагога, который не справляется с обстановкой, и школьников. Что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.

Но возможен и другой сценарий. Во первых, любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, карандаши и т.п. Обмануть в этом случае нельзя - пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2 - 3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было не понятно? Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может только в расчетах ошибся...

Главная цель - успокоить, войти в нормальный режим. Теперь по одному человеку на ряд - тетради собраны. И последняя хитрость - за 2-3 минуты до завершения учитель предупреждает об этом - например, звуком маленького колокольчика.

И опять Автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.

    Пример.
    Команда "Внимание". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач...) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придется говорить, перекрывая многие голоса - фактически кричать.

Диалог:

    - Не напоминает ли это немного казарму... Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично.
    - Вспоминаю старый добрый фильм: "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организация и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология - это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая - комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании - прочные знания + здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
    - А оправдано ли время, затраченное на отработку четких команд?
    - Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся случаев. Один раз отработали - много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.

Невербальное управление.

 

(или, в переводе, - несловесное управление)

Где проще всего спрятать дерево? Правильно - в лесу. Подобное растворяется в подобном... Но причем здесь наши уроки?

Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия - тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворятся в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику.

Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой - отличающийся - звук уместен для команды "внимание" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, Автор только недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!

К счастью, руки могут не только хлопать... Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.

Формула: учитель использует для управления классом несловесные команды.

    Пример. (Из практики Автора)
    Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили - а больше некому было - вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро - учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации - потерять управление. За три урока до начала стали отрабатывать поведение на Практикуме. 5 минут в конце каждого урока - самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: "А теперь - шумим. Разве это шум - Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь!" Три хлопка - и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за пол секунды!"

Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема.

 

 

Дай себе помочь...

 

... и польза от этого будет великая. Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под Вашим руководством.

    Пример.
    Каждый успевающий ученик 11 класса получал задание: оформить по три задачи из повторяемых тем. Каждая задача выписывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделялись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9 - 10 классов. Контрольные состояли из 30 - 40 вариантов трех степеней сложности. То есть каждый ученик получал свой отличающийся вариант, и никаких проблем со списыванием... Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены - каждый вариант на сложенном пополам - как маленькая книжечка - плотном листе формата А4. И проверять контрольную - одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами. По такой тетради, опять-таки, контрольную проверят старшеклассники.

Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать Ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий [стр...]

Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах...

Формула: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

Главное правило - помощь не бывает "из-под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном порядке" - не будем ждать от него хорошего отношения.

Диалог:

    - Ставить ли оценки за помощь?
    - Прежде всего, не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казенное "молодец", а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно... Отметка не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения - да. Надеюсь понятно, почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал - ну хотя бы задание контрольной работы - то на нем обозначено: разработал такой-то.
    - А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?
    - Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае, мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.

    Пример.
    Сергей Ефремов из Рязани (преподаватель курса развития творческого воображения на базе ТРИЗ) рассказывал, как конструировал такие ситуации. - "Ой, мне нужен еще один карандаш". Тотчас же множество дружественных рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи. Карандаш берется у низкостатусного ученика, который нуждается в психологической поддержке...

    Пример.
    В лаборантской перепутались растворы. Кто поможет разобраться - что в какой пробирке? При таком вопросе всегда лес рук. Так подается обычное задание на выявление растворов индикаторами... [поделилась Осипова Валентина Михайловна, г. Самара]

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018