Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Технология опыта.

К концу начальной школы учащиеся РО отличаются от детей обычных классов по показателям общего развития и усвоения знаний, достижения личного характера. Эти стороны психики отражают генеральные линии отношения человека к действительности, их развитие определяет успех деятельности его в разных областях жизни. Ученики, обучающиеся в классах развивающегося обучения, умеют наблюдать, рассуждать, обобщать, оценивать, логически мыслить. У них изначально формируется культура диалога. Уроки математики развивающего типа способствуют становлению этих навыков. При проведении эксперимента « проектирование самообучающейся организации в школах РО» проверялась гипотеза: если построить учебный процесс в соответствии с принципами и теоретическими положениями системы Л.В. Занкова, то будут обеспечены оптимальные для общего развития учащихся. Сохранение преемственности предполагает создание следующих  условий обучения:

- создание психологической комфортности учащихся (а, следовательно, и учителя) т. е. снятие всех возможных психотравмирующих факторов учебного процесса, создание атмосферы сотрудничества, в которой дети бы естественным образом учились, а учителя учили бы их без принуждения.

- поддержание единства и целостности образа мира ребенка. В результате обучения у него складывается такая схема мировоззрения, в которой предметные знания включаются в его общественно-полезную деятельность и личную жизнь.

- логичность и последовательность познавательного развития школьника.

- специальная работа учителя по созданию особого отношения ребенка к знаниям. Учитель создает условия для их поиска, а не предоставляет их ребенку в готовой форме.

При этом знания могут быть сиюминутными или фундаментальными, инструментальными или информативными. Условия обучения должны включать не только знания, но также способы и приемы, при помощи которых ученик эти знания открывает, т. е. самостоятельно ставит цели и организует свою деятельность для их достижения.

- коллективно-распределительная деятельность: первичной формой учебной деятельности служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами. 

- готовность к дальнейшему развитию проявляется в том, что дети оказываются способными к постоянному осмыслению и  преобразованию окружающей действительностью.   

 В процесс обучения учитывается:

         - каждый ученик индивидуален и каждый способен выполнять  задания с различной степенью участия, активности и результативности. Ученик принимается учителем таким, какой он есть. В обычной практике удел слабых – простая "зубрежка и минимум интеллекта", а это отличает ученика от других и унижает его;

-         пристальное внимание учитель уделяет самочувствию школьника, его настроению, с уважением относится к его высказываниям и чувствам, создавая условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

-         подросток не может принять авторитарного метода обучения,  как личность, он отстаивает свою точку зрения и на методы изложения нового материала, и на приемы формирования навыков. Условия представления новых знаний в учебном процессе должны быть не только поняты учащимися, но и приняты ими.

Процесс обучения строится через самостоятельный поиск новых знаний на основе наблюдения, сравнения, классификации, обобщения. На смену объяснительно-иллюстративному способу обучения пришел новый активно-деятельностный способ, заложенный в системе РО. Это способствует лучшему усвоению учебного материала.

Методика работы с учащимися на уроках математики и ее свойства: многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность.

Основной организационной формой обучения является урок. Урок в системе РО в корне отличаются от «традиционного».

Он имеет несколько уровней: проблемное изложение материала, эвристическая беседа, поисково-исследовательский урок. Типы уроков: постановка учебной задачи, планирование учебной деятельности, преобразование учебной задачи и моделирование, преобразование моделей, отработка открытого способа, урок контроля знаний, урок оценки знаний. Особая роль отводится домашнему заданию. Оно разнообразно, является продолжением урока, дает настрой на следующий урок.

ДП - деятельность преподавателя

ДУ – деятельность учащегося

Основные умения учащегося в развивающемся обучении:

·        «Видеть» и формулировать проблему;

·        Анализировать факты; работать с различными пособиями;

·        Выдвигать гипотезы;

·        Осуществлять проверку правильности гипотез;

·        Формулировать выводы;

·        Отстаивать свою позицию при участии в дискуссии.

Основные элементы педагогической деятельности учителя:

·                    Создание проблемной ситуации.

 

Предыдущая статья          Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018