Сайт учителя математики

 
 

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

 

 

 
 

Организация и управление познавательной деятельностью учащихся.

Подведение итогов работы – организация дискуссии, само и взаимооценка деятельности учащихся.    

         Иначе предстает перед нами оценка результативности деятельности. Ее стимулирующая роль сведена к нулю, она является инструментом для подведения итогов усвоения школьной программы и развития учащихся. Контроль знаний проходит в спокойной, доброжелательной обстановке. У учащихся формируются умения само и взаимооценки. С этой целью используются  разработанные мной карты личностного роста, которые позволяют учащимся выявить пробелы по данной теме и ликвидировать их в течение последующих уроков. Применяется матрица оценки в групповой работе, которая позволяет детям взаимно оценить вклад, вносимый в решение учебной задачи. С целью активизации учащихся разработан "активный - лист", с помощью которого ученики могут сами проставить баллы своей активности.   Перспективность связана с осознанием новизны, с  возможностью практического применения полученных результатов в массовой школе.  

Результативность.

     Проблема преемственности решается не только в отношении объема и структуры знаний учащихся, но также в наращивании и совершенствовании предметных и общеучебных интеллектуальных умений – основы формирования учебной деятельности школьников. Особого внимания заслуживает продолжение работы по реализации характерного для системы Л.В. Занкова не только прямого, но и косвенного пути формирования общеучебных умений, связанного с продолжением начатой с младшими школьниками по извлечению из преподносимого учебного материала (при чтении, слушании или наблюдении) учебно-значимой информации при одновременном отделении главного от второстепенного, разделении разного, соединении одинакового, однотипного (т. е. совершенствования в умении группировки, классификации и, следовательно, систематизацией знаний), по обобщению (т. е. видению в единичных явлениях исторически значимого, закономерностей), по постоянному самоконтролю (т. е. укреплению в самостоятельности, личностном развитии).

Работа в классах РО позволяет повысить профессиональный уровень и самому учителю, широко используя дополнительные знания в области педагогики, психологии и специфике предмета. Умение учителя учиться, одновременно обучая и воспитывая своих учеников, позволяет ему стать педагогом – профессионалом, способного самостоятельно обнаружить проблемы, решать их в широком социокультурном контексте, проектировать ситуации развития и воспитания в процессе преподавания предмета в школе, развивать свою профессиональную область и развивать самому средствами профессии. В школе развивающего и воспитывающего обучения учитель должен быть «конгениален» ученику и задавать такой потенциал развития, которой превосходит любую культуру и образовательную норму.

     Опытом своей работы систематически делюсь с коллегами – учителями-предметниками средней общеобразовательной школы №8 г.Выксы, учителями математики, участвуя в заседаниях мастерской учителей-экспериментаторов, в заседаниях районного методического объединения учителей математики, в семинарах директоров общеобразовательных школ Выксунского района.          

 На протяжении пяти лет использую технологию развивающего обучения. Применение данной технологии позволяет решить проблему преемственности между начальным и основным звеном, сохранить количество отличников и хорошистов, способствовать дальнейшему развитию учащихся. Систематически осуществлялось отслеживание результативности обучения и развития учащихся 10 класса. Учащиеся успешно применяют полученные знания, умения, навыки. Они занимаются стабильно, не утрачивая интереса к предмету.  

Мониторинг результатов обучения учащихся по математике.

Результаты обучения 3-5 классов подтверждают, что с применением технологии РО в 5 классе достаточно успешно решена проблема преемственности в обучении. Снижение качества знаний в 6 классе объясняется объективными причинами: учащиеся были переведены для обучения в новое здание школы. Изменился педагогический состав учителей и учащихся. Дальнейшее повышение результатов свидетельствует о правильности выбора методов и приемов работы в данном классе.

При изменении условий обучения учащиеся данного класса испытывали тревогу в разнообразных школьных ситуациях из-за не информированности и новизны. Постепенно дети привыкали к требованиям, изменялась ситуация развития, и уровень их школьной тревожности на данный момент является оптимальным, что способствует гармоничному развитию и успешному обучению. Характер познавательной мотивации сохраняется у большинства учащихся класса, т.к. они связывают школу с

возможностью новизны, хорошего образования для овладения будущей профессией. У 90 % учащихся класса интеллектуальное развитие соответствует возрасту, у них развито абстрактно-логическое, пространственное и теоретическое мышление, что позволяет им перерабатывать полученную информацию и переводить ее во внутренний план действий. 

 

Диаграмма качества знаний учащихся по математике.

При переходе из начальной школы в среднее звено в 5в классе наблюдается повышение качества знаний.  В 5г классе - снижение на 3%, что объясняется изменением количества учащихся класса. В целом  в 5 в и 5г классах сохранился и укрепился познавательный характер деятельности. Учение является  первостепенным делом и продолжает вызывать интерес и на следующем  возрастном этапе (6 класс), когда ведущей становится не учебная деятельность, а общение со сверстниками. У большинства учащихся оптимальный уровень тревожности во всех школьных ситуациях (65% - 60%), что обусловлено работой педколлектива по созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Дети чувствуют себя комфортно, уверенно, эмоционально благополучно. На следующий год обучения (7 класс) снизилось количество детей с повышенным уровнем тревожности за счет упорядочения требований педагогов и установления контакта с учителями. За 2,5 года учащиеся 7в и 7г классов демонстрируют высокий уровень владения мыслительными операциями, что позволяет им не только воспринимать, перерабатывать и присваивать знания, но и самостоятельно их добывать, анализировать и классифицировать информацию. 

         В ходе эксперимента разработаны учебные задачи по предметам «Алгебра», «Геометрия» 7, 8, 9-х классов, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке, проекты и сценарии уроков в 6–8-х классах по  курсам: математика 5 - 6 класс (Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов),  алгебра 7–9 класс (Ш.А. Алимов), геометрия 7–9 класс (Л.С. Атаносян), система тестов, картотека заданий для подготовки олимпиад, инструментарий для оценки деятельности учащихся.

         Учитель, проникнувшийся принципами системы Л.В. Занкова желающий продолжить традиции развивающего обучения может освоить предложенную технологию. Учитель становится субъектом деятельности учебно-воспитательного процесса. Он не просто решает дидактические задачи, а учиться строить развивающие образовательные ситуации.

Для изучения общего развития учащихся, обучающихся по системе РО, взяты следующие параметры: школьная тревожность (тест школьной тревожности М. Филлипса), интеллектуальное развитие (ГИТ, ШТУР), характер мотивации (методика изучения мотивации учения и отношения к школе М.В, Зверевой), деятельности, психологический климат коллектива (социометрия Д. Морено).

Изучение характера мотивации деятельности учащихся позволяет сделать вывод о положительном отношении учащихся к процессу обучения, подлинно познавательный мотив сформирован у более 70% учащихся 7 «В» и 7 «Г» классов и 55% учащихся 10 «В» класса.  

По сравнению с 2002-2003 годом в 7 «г» классе наблюдается положительная динамика к повышению количества учащихся с развитой подлинно познавательной мотивацией с 65% до 70%, в 7 «в» классе – с 70% до 75%. Данные диагностики позволяют сделать вывод о том, что у большинства учащихся сохранилось положительное отношение к школе, познавательная мотивация, отмеченные у них в конце обучения в начальной школе.

Количество учащихся 10 «в» класса с высоким уровнем познавательной мотивации увеличилось с 32% до 55% за два учебных года. Много подростков связывают школу с возможностью получить хорошее образование для владения профессией. Внешний мотив обусловлен особенностями возраста, возможностью общаться со сверстниками. Велико количество детей с высоким уровнем развития познавательной мотивации, но ориентиры ее меняются в зависимости от учебных предметов, значимых для получения будущей профессии.

         Перейдя из начальной школы в среднею, 82 % учащихся класса сохранили достаточно высокий и устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе, у них не было резкого скачка при переходе с  одной ступени обучения  на другую. Во время подросткового кризиса ученики класса стали жить по другим психологическим законам, ведущим видам деятельности стало общение со сверстниками, и это снизило показатели учебной мотивации в целом по классу. К концу 9 класса дана положительная динамика к увеличению количества учащихся   с высоким уровнем познавательной мотивации, что обусловлено профессиональным самоопределением.

Анализируя результаты диагностики уровня тревожности, отмечаем, что наблюдается положительная динамика к ее снижению в самых значимых областях школьной жизни: в ситуациях проверки знаний, самовыражения,  взаимоотношений с учителями. Это является результатом и моей работы по преемственности и освоению технологии развивающего обучения.  

В 7 «в» классе количество учащихся с оптимальным уровнем тревожности увеличилось с 38% до 65% за время обучения в 5 – 6 классах, в 7 «г» классе – с 30% до 60%, уменьшилось количество детей с высоким уровнем тревожности с 26% до 13%.

В 10 «в» классе 76% учащихся имеют оптимальный уровень школьной тревожности, они эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, включены в различные учебные ситуации и не испытывают страха.

Интеллектуальное развитие детей отслеживается на протяжении всех лет их обучения в школе. Анализируя результаты диагностики можно сделать вывод о том, что развитие словесно-логического, теоретического, абстрактного мышления учащихся, обучающихся по развивающим системам, происходит более интенсивно.

В 7 «г» классе резко уменьшилось количество детей с низким интеллектуальным уровнем развития на 8%. В 7 «в», 10 «в» классах умственное развитие учащихся остается стабильно высоким и составляет 55%.

В целом общее развитие учащихся 7 «В», «Г», 10 «В» классов не вызывает тревоги. Психологическая атмосфера в коллективах благоприятная, у детей нет проблем в эмоциональных контактах со сверстниками. Все это способствует успешному обучению и развитию каждого ребенка. Создание учителем благоприятной рабочей атмосферы в классе, позволяет каждому ребенку раскрыть себя с наилучшей стороны, проявить свои способности и таланты.

Предыдущая статья          Все статьи

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах.

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены.

 

 

 

Copyright © 2011 - 2018